Международный факторинг.
Доля международного факторинга в объеме факторинговых услуг в России сегодня не достигает и 1%. Для его развития нужны изменения в валютном и налоговом законодательстве.
Международный факторинг – вид факторинговой операции, обеспечивающий расчеты и сервисное сопровождение финансирования поставок товаров и услуг с отсрочкой платежа в условиях, когда поставщик и покупатель являются резидентами разных государств. Международный факторинг, в отличие от операций по торговому финансированию, используется для работы по долгосрочным или бессрочным внешнеэкономическим контрактам, характеризующимся регулярностью поставок и тенденцией к увеличению товарооборот.
Эксперты признают, что у международного факторинга в России перспективы есть, - безусловно, доля этого направления в секторе международных финансовых услуг будет со временем расти.
Рынок международного факторинга в стадии становления, поэтому еще предстоит большая работа, чтобы международный факторинг занял достойное место на рынке финансовых услуг. Но это при условии, что помимо международных факторинговых ассоциаций будут развиваться аналоги таких ассоциаций и в России, что даст возможность российским факторам более эффективно реализовывать свои проекты по международному факторингу. Предоставляя доступ своим участникам к новым для них технологиям, международные факторинговые ассоциации должны сыграть немалую роль в развитии международного факторинга. Практика показывает, что международный факторинг востребован и перспективы для его развития существуют.
К сожалению, непрозрачность бизнеса в ряде компаний, несовершенство валютного законодательства и нестабильное состояние экономики мешают развиваться этому направлению факторинга. Импортный факторинг мог бы показывать большие объемы, но отсутствие в России централизованных бюро кредитных историй по компаниям очень тормозит этот процесс. Впрочем, со временем данный вопрос разрешится, и по мере развития инфраструктуры факторов рынок начнет активно набирать обороты.
Развитие международного факторинга позволит большему количеству компаний обелить свои схемы сотрудничества с партнерами из других стран. А изменение налогового законодательства позволит игрокам заключать прямые контракты, что, в свою очередь, даст возможность для прямого финансирования поставщиков по международному факторингу.
Спрос на экспортный и импортный факторинг в России обусловлен позицией нашей страны в международной торговле, которая будем надеяться, изменится в обозримом будущем. Поскольку Россия преимущественно выступает сырьевым донором, то под экспортный факторинг попадают в основном сырьевые товары - металл, лес, нефть. По импортному факторингу поставляются потребительские товары - это сектор, который и призван обслуживать в первую очередь международный факторинг.
В основном экспортный факторинг в России интересен предприятиям сырьевого сектора, предприятиям металлургической, химической и лесной промышленности. К сожалению, экспортный факторинг пользуется небольшим спросом из-за особенностей российского валютного законодательства. Чаще всего к использованию факторинга прибегают оптовые продавцы и производители, работающие в таких секторах, как строительные и отделочные материалы, мебель, автозапчасти, электрооборудование, компьютеры, продукты питания, алкогольные напитки, пищевые продукты, фармацевтика. Так как компаниям именно такого профиля особенно выгодно увеличение рабочего капитала и, кроме того, большинство из них имеет специфическую структуру активов, основную долю которых составляют дебиторская задолженность и остатки товарно-материальных ценностей. Основная задача факторинга - это увеличение оборачиваемости средств между контрагентами за счет получения финансирования, а также гарантии фактора от риска неплатежа.
Договор международного факторинга может быть подписан участниками по двум схемам работы:
Однофакторная и Двухфакторная модель международного факторинга.
Однофакторная модель международного факторинга. Однофакторная модель предусматривает оказание комплекса услуг международного факторинга, при котором Фактор и компания-клиент являются резидентами одного государства. Однофакторная модель преимущественно используется при экспортных операциях.
Участниками, заключающими договор, в данном случае являются:
- факторинговая компания, работающая в стране покупателя или поставщика,
- поставщик,
- покупатель.
В рамках договора, заключенного по условиям однофакторной формы факторинга, работа осуществляется по принципу внутреннего факторинга без регресса. Иногда факторинг без регресса называют факторингом с полным сервисом. Этот вид факторинга подразумевает, что фактор дает поручительство за дебитора и анализирует его. Поставщик при условии отсрочки платежа совершает отгрузку продукции. Финансирование 100% суммы поставки осуществляет фактор, при поручительстве за дебитора. Сам дебитор осуществляет оплату поставки в адрес фактора. Выставляется счет за факторинговые услуги. С вычетом факторинговой комиссии, фактор переводит поставщику остаток платежа. Проще можно сказать, что в случае неоплаты за поставку дебитором, за него платит фактор.
Двухфакторная форма международного факторинга. Двухфакторная модель предусматривает разделение функций международного факторинга между двумя факторами, являющимися резидентами двух стран, которые представляют поставщик и покупатель соответственно. В результате расчеты и факторинговый сервис предоставляются как поставщику-резиденту, так и покупателю-нерезиденту.
Участниками двухфакторной модели являются:
- поставщик,
- фактор со стороны поставщика, его называют «экспорт-фактор»
- покупатель,
- фактор со стороны покупателя, который называют «импорт-фактор».
Двухфакторная модель международного факторинга имеет определенную схему работы:
- Для того чтобы установить лимит финансирования и проверить покупателя, экспорт-фактор должен сделать запрос в импорт-фактор.
- Импорт-фактор устанавливает лимит, оформляет поручительство за дебитора
- Поставщик делает отгрузку своей продукции, но на условии отсрочки платежа.
- На сумму, указанную в поручительстве импорт-фактора, экспорт-фактор обязан профинансировать поставку.
- Дебитор производит оплату за поставку, но в адрес импорт-фактора.
- Выплаченную за поставку сумму, импорт-фактор переводит экспорт-фактору, при этом вычитая факторинговую комиссию.
- Поставщик обязан оплатить факторинговые услуги, за которые экспорт-фактор выставляет ему счет.
Экспортеры могут снизить риск неплатежа со стороны своих покупателей, используя двухфакторную схему экспортного факторинга. В свою очередь, импортный факторинг дает возможность российским импортерам получать отсрочку платежа (товарный кредит), увеличивать объем закупок, а также использовать продукты, альтернативные аккредитивам и гарантиям. Кроме того, импортеры, получив на себя лимит по факторингу, имеют возможность существенно улучшить действующие условия поставок от экспортеров.
Для импортеров своей продукции за границу услуги международного факторинга дают возможность:
- Качественно проверить солидность дебитора-нерезидента Российской Федерации
- Покрыть кредитные, и снизить валютные риски. Это обозначает получение поручительства за дебитора.
- Расширить клиентскую базу. Возможность привлечения новых покупателей.
Покупателям продукции, поставляемой из-за рубежа необходимы услуги международного факторинга. Эти услуги предоставляют для них ряд возможностей:
- Увеличить базу поставщиков.
- Если требуется, получить желаемую отсрочку платежа от поставщика, увеличить ее сроки.
- Иметь уверенность, за счет поручительства от факторинговой компании, с которой ведется сотрудничество.
Договор международного факторинга подразумевает описание схемы работы, рассмотрение ответственности сторон, и изложение условий оказания соответствующих услуг. Данный договор подписывается между факторинговой компанией и поставщиком.
Договор факторинга обязательно должен заключаться на территории поставщика. Подписание договора международного факторинга, как правило, для поставщика обозначает снятие с него всей ответственности за погашение дебитором конкретного платежа.
Многие банки и финансовые компании остерегаются международного факторинга из-за сложности его реализации. Ведь в такой сделке участвует несколько сторон с совершенно различными стандартами финансовой отчетности и снижается прозрачность финансовых операций.
Как свидетельствуют специалисты, международный факторинг еще полон рисков и юридических противоречий.
В целом факторинг способствует росту международной торговли, делает отношения между контрагентами более открытыми и доверительными, позволяет компаниям выходить на рынки других стран и развивать торговлю с новыми партнерами в этих странах.
Эти статьи Вам могут быть интересны: