Государственное кредитование и его формы.
Кредит происходит от латинского «kreditum» (ссуда, долг). В то же время «kreditum» переводится как «верую», «доверяю». Правительство России еще в начале XVII в. прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов, тогда и появились первые государственные кредиты.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Государственный кредит — система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства, а также населением, при которых государство выступает в роли заемщика и кредитора. При государственном кредите заемщиком, как правило, всегда является государство.
В тех случаях, когда государство берег на себя ответственность за погашение займов или других обязательств, взятых юридическими или физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Государственный кредит характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
Порядок и правила государственного кредитования зависят от субъекта заёмщика, в распоряжение которого предоставляются денежные средства государственного займа. Государственным и муниципальным предприятиям могут предоставляться отдельные процентные и беспроцентные кредиты из сумм бюджета на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных в соответствующем разделе федерального или местного бюджета.
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским кредитом имеются существенные различия.
Основная, особенность государственного кредита заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Средствами для погашения процентов за пользование государственным и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы.
Заёмщики по окончании срока кредитного договора обязаны вернуть средства бюджетного кредита, а также предоставить полную информацию и отчет о его использовании в исполнительные и контрольные органы которые отвечают за исполнение бюджета на основании законодательных актов и разрешений. Органы, отвечающие за исполнение бюджета, ведут реестры, в которых регистрируются все предоставленные бюджетные кредиты.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства.
Хозяйствующему субъекту, который не является государственным или муниципальным предприятием, государственный кредит может быть предоставлен на основании договора на условиях взаимной выгоды и обеспеченности. Обеспечением исполнения обязательств по возврату средств бюджетного кредита могут выступать банковские гарантии, залог имущества на сумму не менее 100% от суммы предоставляемого кредита, поручительства. Предоставленное обеспечение, связанное с исполнением обязательств, не может иметь низкий уровень ликвидности.
Государственное кредитование имеет обязательное условие- это проведение предварительной проверки общего финансового состояния заёмщика. Уполномоченные органы наделены правами на проверку получателя средств бюджетного кредита, а также на последующую проверку целевого назначения и использования получателем кредитных средств на протяжении всего срока договора о выделении кредита. Кредит предоставляется юридическим лицам, только в том случае если у них нет просроченной задолженности по выделенным ранее на возвратной основе средствам бюджета.
Средства государственного кредита перечисляется заемщику на его бюджетный счет, открытый в кредитной организации. Дальнейшие операции и платежи за счет средств государственного кредита проводятся заёмщиком самостоятельно и в соответствии с целевым назначением кредита и в строгом соответствии с законами, которые предусмотрены гражданским законодательством.
На льготных условиях государственные кредиты могут предоставляться:
- организациям агропромышленного комплекса, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, на приобретение семян, сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки, кормов и других материальных ресурсов сезонного спроса, горюче-смазочных материалов и т.п.;
- звероводческим предприятиям на приобретение кормов;
- рыбоводческим предприятиям на приобретение кормов и посадочного материала.
Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт. Его особенности заключаются в следующем:
- отбор претендентов для получения государственных средств, в данном случае происходит на конкурсной основе;
- предоставление бюджетных ссуд осуществляется под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
Средства фонда предоставляются предприятиям агропромышленного комплекса в независимости от их организационно-правовой формы управления при ведении хозяйства и ведомственной принадлежности. Средства выделяются в пределах запланированных и утвержденных законом о бюджете лимитов, на условиях уплаты процентов в размере 1/4 ставки рефинансирования предоставляемого Центральным банком РФ на день оформления и выдачи кредита.
За несвоевременный возврат государственных средств наступает финансовая санкция - Министерство финансов РФ имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов не целевого использования средств Минфин имеет право приостановить выдачу средств заемщику.
Формы государственного кредита.
Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний (международный). Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, казначейские ссуды, гарантированные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда.
Одной из форм государственного или бюджетного кредитования является внесение изменений в сроки уплаты налогов и обязательных государственных сборов. Порядок и правила по организации работы связанной с предоставлением отсрочки, налогового кредита, рассрочки, инвестиционного кредита по уплате местных и федеральных налогов и сборов, а также суммы пени, подлежащей зачислению в государственный бюджет, регулируется законами и постановлениями налогового законодательства.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.
Сегодня в России замечен значительный всплеск банковской активности, число банковских организаций постоянно увеличивается и немаловажную роль в данном процессе играет государственный кредит.
Эти статьи Вам могут быть интересны: