Что делать, если Ваш банк попал под санацию?
Если о Вашем банке в СМИ регулярно появляются только негативные новости, а в его отделениях Вам отказываются по первому Вашему требованию выдать вклад, а просят записаться в очередь, это еще совсем не значит, что ваш банк, обязательно, обанкротится, так как не исключено, что он попадет под санацию и «оздоровится». Но вот чем обойдётся так называемое оздоровление клиентам?
Что же такое санация и как нужно реагировать, если эта процедура коснулась банка, где у вас оформлен кредит или размещён вклад. Санация включает в себя ряд мер по финансовому оздоровлению банка и предотвращению его банкротства. Для восстановления платёжеспособности, банку, находящемуся на грани потери лицензии, выдаются средства от Агентства страхования вкладов (АСВ) или инвесторов. Хорошей новостью для клиентов является то, что банк, скорее всего в ближайшие годы, не закроется т.е. Ваши деньги даже сверх страховой суммы (1,4 млн. рублей) не пропадут. Ну а плохая новость заключается в том, что получить деньги, когда захочется вкладчику, вряд ли получится.
Какой банк будут санировать, а какой закроют?
На этот вопрос однозначного ответа на сегодня нет. Как показывает практика, от потери лицензии не застрахованы даже крупные банки. Правда, в последнее время тенденция меняется: ЦБ и АСВ всё-таки ведут политику сохранения системно-значимых банков и применяют метод санирования, а не лишения лицензии. Так как отзыв лицензий у крупных банков чреват системным кризисом и ростом социальной напряжённости.
Хотя и сама процедура санации не дает гарантий, что с ее помощью банк не будет закрыт, тем не менее, она существенно повышает его шансы на выживание.
Что разрешено делать, а что нет клиентам банка во время его санации?
Собственно, в теории на клиентах санация банка отражаться не должна, т.е. они имеют право на полноценное обслуживание. Они имеют право осуществлять денежные переводы, снимать деньги с зарплатных карт и забирать вклады.
Но, что касается практики, банк имеет право на установление ограничений на неопределённое время. Этого требует техническая сторона вопроса: санатору требуется неопределенное время на согласование действий с ЦБ и АСВ по получению средств поддержки, если они предусмотрены. Также нужно время, чтобы разобраться с процессами в проблемной организации. Понятно, что по истечении какого то времени ограничения будут сняты. Но санация может серьёзно усложнить жизнь клиента санируемого банка, если деньги нужны ему срочно. Если в случае отзыва лицензии у банка компенсация в размере 1,4 млн. руб. будет выплачена клиенту уже через две недели после наступления страхового случая, то процесс получения денег при санации может затянуться на месяцы, но зато вы получите всю сумму вклада или весь остаток по карте.
Надо отметить, что для заёмщиков при санации не меняется вообще ничего. Менять условия кредитования санатор может только в том случае, когда кредитным договором предусмотрены для него такие функции, но на практике такие договоры не встречаются.
Нужно ли забирать деньги?
Для большинства вкладчиков, первая реакция на страшное слово «санация» выражается в том, что нужно как можно скорее забрать свои деньги. Но делать этого не нужно по простой причине: вместо денег, скорее всего, клиент получит место в очереди на получение вклада, т.е. в любом случае придётся ждать. Как лучший вариант, во избежание потери начисленных банком процентов - это нужно дождаться окончания срока действия депозита, так как при санации банка условия вашего договора о вкладе не изменятся.
Более того, возможно, что условия по вкладам вас вполне устроят, поэтому и не будет смысла закрывать вклад.
Эти статьи Вам могут быть интересны: